Абрахам Маслоу - пирамида потребностей

Что находится на разных ступенях пирамиды Маслоу? Почему пирамида Маслоу предполагает именно такую иерархию потребностей?PiramidaMasloyBig

У каждого существа в животном мире в течение жизни возникают потребности на основе животных инстинктов: дыхание, утоление аппетита и жажды, сон (отдых), размножение.

Но человек социальное существо и после удовлетворения примитивных потребностей стоящих на первой ступени (основные -  дышать, есть, пить, спать, размножаться), стремится в большему.

На второй ступени возникает желание обезопасить себя не только на текущий момент, но и в будущем (возможность заработать деньги на питание, жилье, детей). Вот почему так много консерваторов работающих долго на одном месте работы - все друг друга знают и сработались.

На третьей ступени хочется любви, дружбы, общества, клуб единомышленников (кружок по вязанию), комфорта в окружении, на работе, дома. Полная изоляция приводит к социальной дезадаптации.

На четвертой ступени хочется признания способностей, и достижений, уверенности в том, что делаешь и работаешь на "своем" месте. Если отсутствует эта ступень достижения - это ведет в эмоциональному выгоранию (у врачей), депрессивному состоянию, унынию, слабости.

На пятой ступени важна самореализация или самовыражение. Пройдя все ступени - на этом уровне хочется самовыразиться (можно не только занять высокое место в фирме, коллективе, но и выразить себя через искусство, через произведения литературы).

 

Конечно есть и исключения. Человек существо социальное, и воспитывают его родители (опекуны), школа, учителя, сослуживцы, и та среда в которой он общается и вращается диктует свои правила ценностей и потребностей, и возникает своя пирамида потребностей.

Конечно пирамида очень условна, и подходит для большинства людей. Но когда возникает внештатная ситуация, выявляются очень многие вещи об характере и поведении людей.

 

Существует еще двухфакторная теория Фредерика Герцберга относительно удовлетворенности от выполняемой работы (то, удерживает на этой работе и то, что мотивирует к этой работе). Рассмотрим что включают эти два фактора.

Первый фактор - удержание на работе - место работы и окружение работника, включая политику управления организации, руководителя, условия в которых будет выполняться работа, размер заработка, социальное обеспечение (сбор в автобус и доставка до здания работы, питание и обеспечение перекусов, льготное жилье, устройство детей в детсад или школу), отношения в коллективе, и с начальниками, контроль за выполняемой работой.

Второй фактор, определяется характером работы - мотивация выполнять работу и выполнение еще лучше более ответственнее работу. Для предотвращения эмоционального выгорания у молодых специалистов после получения образования и после нескольких лет работы, необходимо учитывать, что мотивация к выполнению работы, может проявляться в возможности творческого и профессионального роста, в высокой степени доверия и ответственности руководителем, признанием результатов работы, одобрением проделанной работы, продвижение по службе, признанием успеха по внедренному алгоритму работы (например, создание успешного шаблона при разговорах с клиентами).  

Если не замечать способностей и результатов работы специалистов, то они или уйдут где их ценят или туда, где больше платят (будут самовыражаться в других областях).